«Читайте детям стихи, пусть ухо их
приучится к гармонии русского слова, сердце
преисполнится чувством изящного, пусть поэзия
действует на них так же, как и музыка».
действует на них так же, как и музыка».
В. Г. Белинский
Педагоги детского дома в своей повседневной практике сталкиваются с проблемой несформированности эмоционально-волевой сферы воспитанников. Нарушения в данной области имеют характерные особенности возрастных проявлений. Эмоциональное напряжение, несформированность коммуникативных навыков, повышенная тревожность, неуверенность в себе – вот неполный список тех проблем, с которыми сталкиваются педагоги. Все эти проблемы приводят к трудностям в адаптации и социализации детей данной категории: у одних - это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других - гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у третьих - наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.
Подобные нарушения объясняются предыдущим развитием и воспитанием ребенка, условиями проживания в семье и асоциальным окружением. Но важно понимать, что эти нарушения можно и нужно корректировать.
В процессе работы по формированию эмоционально-волевой сферы могут решаться разные задачи: знакомство детей с эмоциями (радостью, горем, гневом, страхом, удивлением); научение различать эмоции по схематическим изображениям; понимание своих чувств и чувств других людей; переключение с одного эмоционального состояния в противоположное; развитие волевых усилий и произвольное управление поведением, способностью сопереживать, сосредотачиваться на определенной работе и многие другие. Мы же в своей работе опираемся на эмоциональную сторону ребенка и ставим задачу: научить передавать заданное эмоциональное состояние посредством поэзии.
Стихотворная речь - эмоционально окрашенная речь. Главная черта стихотворной речи: постоянство однородной, эмоционально-окрашенной интонационной системы в отличие от прозы. Учитывая эту особенность, целесообразно обратить внимание воспитанников на то, что в стихотворном произведении поэт часто выражает свои чувства, свои переживания. Одна и та же картина происходящего у разных поэтов может вызвать разные чувства, и стих получает разную эмоциональную окраску: радость, грусть, тревогу и т.д. На наш взгляд, данный прием работы является не только наиболее эффективным в развитии эмоционально-волевой сферы, но и несет некую терапевтическую функцию для снятия негативных эмоциональных реакций.
Мы считаем, что заучивание и декламация поэтических произведений развивает и познавательные процессы детей. Рифма даёт возможность обрести внутреннюю гармонию, формирует культурный уровень, расширяет кругозор. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребёнка, обогащает словарный запас, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание, овладение орфоэпией. Заучивание наизусть развивает речевой слух, формирует отчётливое произношение звуков и слов, интонационную выразительность. Поэтические образы открывают и объясняют ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, обогащают эмоции, воспитывают воображение.
Интересно то, что инициатором чтения и заучивания стихов на публику стали сами дети. Таким толчком послужили стихи С. А. Есенина, произведения которого никого не оставляют равнодушным.
Работа над поэтическими строками строится из нескольких этапов.
Первый этап – подбор рабочего материала и выбор ребенка из предложенного по желанию. Также необходимо учитывать душевный настрой и индивидуальные возможности детей.
Второй этап – это основной, черновой этап работы над произведением, где идет отработка техники речи, логического ударения, интонации, понимания текста, знакомство с поэтом. Хороший эффект даёт прослушивание стихотворений в записи профессиональных актёров. В работе с поэтическим произведением, надо учитывать особенности запоминания детей. Выделяют три основных типа: аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух), визуалы (те, кому нужно увидеть то, что запоминается) и кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации). От вида запоминания зависит выбор вспомогательных приёмов запоминания. Важно отметить, что на данном этапе для результативности очень важно взаимодействие и взаимопонимание между воспитателем и библиотекарем.
Следующий этап - это подбор аудитории. Все мы помним английскую поговорку: "Короля делает окружение". Так и при чтении наизусть: аудитория и читающий связаны теснейшим образом. Выразительно (выражая себя) читать наизусть можно только для тех слушателей, которые готовы принять такое чтение. Поэтому выступления детей целенаправленны. Мы включаем выступающих в запланированные библиотечные мероприятия, участвуем в различных литературных конкурсах, акциях различных уровней. Такими площадками для выступления были:
- НПК XIII «Белиновские чтения», поэтически-изобразительный коллаж «О войне великой вспоминая»;
- городской конкурс чтецов, организованный ЦДО города Лесосибирска в рамках Года Литературы;
- Краевая акция «День чтения вслух «Читай со мной!»;
- I Региональный молодежный научно-образовательный фестиваль «Ступени»: конкурс чтецов;
- III Региональный конкурс чтецов «Под сенью дружных муз», организованный ЛПИ-филиал СФУ.
И наиболее крупное мероприятие - участие в Международном краудсорсинговом интернет-проекте прочтение художественной литературы (поэзия В. Маяковского).
Таким образом, в ходе работы над поэтическим произведением воспитанники учатся управлять своими эмоциями, преодолевают барьеры в общении, начинают лучше понимать себя и других, освобождаются от психоэмоционального напряжения, учатся самопрезентации, как одному из важнейших аспектов социальной адаптации ребенка.