«Читать - это ещё ничего не значит:
что читать и как понимать читаемое
- вот в чём главное дело».
К. Д. Ушинский
Библиотека КГКУ «Лесосибирский детский дом им. Ф.Э. Дзержинского» существует с начала образования школы – интерната. В Новомаклаковскую школу – интернат принимались дети для обучения и проживания из разных мест северной части края. Библиотека всегда была хорошо обеспечена художественной и методической литературой и помогала осуществлять одну из главных задач школьной библиотеки - оказание помощи учащимся и педагогам в учебном процессе. В разное время в ней работали специалисты своего дела Цитцер В.З., Федорова Е.И., Тихонова В.Н., Романцова К.С., Катман Г.С., Зотова С.В.
Сегодня библиотека продолжает жить по-новому, являясь одной из лучших библиотек детских домов Красноярского края. Это не только культурный, но и информационный центр, оснащенный техническими средствами, подключенный к сети и выходу в Интернет, с электронными изданиями медиатеки. Но все же центральное место в библиотеке всегда занимает традиционная печатная книга. Общий фонд книжных изданий составляет около 18000 экземпляров. Большая часть книжного фонда – это издания, сохранившиеся с советских времен. Остальная часть, более обновленная, красочная и современная литература для детей и подростков представлена в дар благотворительными фондами, организациями, гостями и администрацией детского дома. Одной из составляющих пополнения и комплектования общего фонда библиотеки являются подписные издания. Ежегодно на полугодие выписывается от 20 до 25 наименований комплектов периодической печати. Это занимательные, познавательные и научные журналы и газеты для детей на разный возраст и предпочтение.
Особо хочется отметить изменившееся библиотечное пространство, что немаловажно для привития читательской культуры современному подрастающему поколению и повышения интереса к книгам и чтению. На наш взгляд, интерьер детской библиотеки должен быть заманивающий, приглашающий и располагающий к себе, а требования к самой библиотеке отвечать принципам открытости, доступности и безопасности. Указанные требования учтены нами посредством определенной расстановки мебели, стеллажей, книг и цветового решения библиотечных зон.
При оформлении помещения библиотеки главной целью было создание площадки для продвижения чтения книг, творческого развития и воспитания детей, места интеллектуального общения.
В результате появились трансформируемые зоны: нет строго абонемента или строго читального зала, есть функциональные зоны, проникающие друг в друга и влияющие друг на друга. А с появлением в детском доме детей дошкольного возраста образовалась «универсальная игровая зона», где в интерьере библиотеки используются не только детские книжки раскладушки, фигурные, музыкальные книги, но и детские игрушки, поделки, кукольный и настольный театры, развивающие настольные игры. Интересным и необычным для наших детей оказалось отсутствие традиционных столов и стульев.
Одним из основных аспектов работы библиотеки и реорганизации библиотечного пространства являются книжные выставки. Ни для кого не секрет, что создание выставок, даже вполне традиционных, требует постоянного самосовершенствования: сочетания знаний и умений с глубокой эрудицией, творческой фантазией, а подчас и с изобретательностью.
Выставочная деятельность библиотеки многогранна. Основная её часть посвящена юбилейным датам писателей и поэтов, календарным праздничным датам, но особое место занимают тематические выставки на «злобу дня». Большим подспорьем для оформления выставок является наглядный материал подписного издания «Выставка в школьной библиотеке». Мы стараемся, чтобы каждая выставка отличалась от предыдущей оригинальностью, необычностью, неповторимостью, используя разнообразные приемы и формы, насыщаем их нужной и доступной информацией. Вот так постепенно, осваивая вроде бы знакомое библиотечное пространство, каждый раз находятся новые и новые нестандартные решения.
И сегодня, мы можем с уверенностью утверждать, что накопленный опыт, кадровый потенциал и имеющиеся ресурсы в нашей библиотеке дают возможности для организации и вовлечения воспитанников в увлекательный процесс творческого чтения и познания мира через книгу.