«Живое право»Тема: «Социально-правовая компетентность
воспитанников детского дома. Создание клуба «Фемида».
Актуальность
Социально – правовая защита детей – сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, остается актуальным вопросом современной
социальной политики. Идеалом поведения человека в правовом демократическом
обществе является активное и сознательное исполнение им норм права и
нравственности. Первые понятия права закладываются в детстве, где ребенок
постигает границы дозволенного и запретного. Признание прав и свобод личности
ребенка взрослыми, понимание ребенком права как формы свободы в реальных
отношениях особенно важно для воспитанников детских домов. Они могут и должны
осознать не только свои права, но и обязанности, научиться уважать другие
мнения, изучать различные законы и нормы общества, в котором они живут, для
того чтобы быть успешными в самостоятельной
жизни. По данным статистики большинство выпускников детских домов не
могут успешно адаптироваться. Вступая в самостоятельную жизнь, они сталкиваются
с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя
прожиточным минимумом, организацией свободного времени, получения медицинской
помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими проблемами, к
которым они не готовы.
За последние десять лет большинство россиян убедились,
что в современном обществе каждому из нас просто необходима правовая
компетентность или правовая грамотность. Но если это необходимо взрослым,
следовательно, и подросток должен быть осведомлён об основных правовых нормах
бытия. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения
в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.
Проблема
Анализ и наблюдение за жизнью воспитанников детского
дома показывает, что уровень сформированности гражданско-правовой и социальной
зрелости недостаточный, что проявляется в различных правонарушениях и несоблюдении
морально-нравственных норм и правил общества.
Идея проекта Организация в детском доме клуба «Фемида» с целью
информационно-просветительской работы для реализации правового образования
воспитанников детского дома. Цель проекта
• Пробудить у подростков практический интерес к праву,
как основе существования современного общества;
• Дать начало формированию толерантных отношений между
детьми и взрослыми, на базе детского дома, семьи, школы, - социальных институтов,
окружающих подростка;
• Сформировать позитивный образ права как
государственного института;
Задачи
проекта
• Провести с воспитанниками
серию занятий, убеждающих в том, что знание своих прав и обязанностей, умение
их сочетать, умение регулировать свои отношения со взрослыми - важная
компетентность подростка, обеспечивающая его дальнейшую успешную жизнь в
обществе.
• Подготовить рекламные
материалы, списки литературы, аудио, видео носителей, CD-ROM и ссылки на лучшие
Интернет - ресурсы по правам ребенка для
дальнейшего их использования.
• Привлечь к участию в
программе лиц, обладающих теоретическими знаниями в области права -
практических юристов, преподавателей основ государства и права.
• Предоставить возможность в
ходе реализации проекта подросткам
задать вопросы и получить ответы юристов о правах ребенка и их реализации в
России.
• Подготовить и издать
рекламные материалы и методическое пособие, содержащее курс занятий,
практические задания, ответы юристов на вопросы участников, информацию об
учреждениях г.Лесосибирска, способствующих реализации прав ребенка.
Организаторы
и координаторы проекта:
1. Герт Н.И. педагог – психолог
КГБОУ «Лесосибирский детский дом им. Ф. Э. Дзержинского»
2. Стебунов И.В. юрист КГБОУ
«Лесосибирский детский дом»
3. Темботова М.М., педагог –
психолог КГБОУ «Лесосибирский детский дом»
Деятельность по проекту предусматривает:
4. Подготовку для участников
проекта: списка литературы и ссылок на лучшие Интернет - ресурсы по правам
ребенка.
5. Подготовку рекламной
продукции по правам ребенка: буклетов, закладок, памяток и т.п.
6. Проведение семинаров для
каждой целевой группы детей (6-7классы, 8-9классы).
7. В каждом из семинаров даются
основные понятия по теме; обсуждаются соответствующие правовые документы;
ведется работа с научно-популярной и художественной литературой; выполняются
практические задания; даются задания на дом. Используются игровые формы
(деловая игра, пресс-конференция и т.д.) На семинарах организуется работа с
ресурсами Интернет.
8. Организация "обратной
связи" участников проекта с профессиональными юристами, преподавателями
основ государства и права. Вопросы можно сдавать во время семинаров или
оставлять в библиотеке в специальной
тетради. Заранее заданные вопросы помогут юристам подготовить подробные
аргументированные ответы на вопросы.
9. Подготовка и проведение
конкурса рисунков «Я – ребенок, и я имею право….».
10.
Издание методического пособия - Путеводителя по правам и обязанностям «Я и мир
вокруг», содержащего практические задания, ответы юристов на вопросы
участников, информацию об учреждениях г. Лесосибирска, способствующих
реализации прав ребенка в городе. В пособии будут собраны телефоны организаций,
занятых вопросами семьи и детства в городе. Путеводитель и рекламная продукция
будут использованы для школьников - участников проекта.
11.
Проведение Краевого дистанционного фестиваля «Живое право».
Результаты личностного развития участников
проекта:
• Развитие социальных
знаний и умений в правовой сфере;
• Приобретение опыта исследовательской и проектировочной
деятельности
• Развитие информационно-технологической компетентности
Результаты личностного развития
участников проекта
• Навыки: слушать
других, проводить анализ с точки зрения морально-нравственных ценностей,
общаться с другими, решать проблемы. Эти навыки помогают детям понять, что
соблюдение прав человека — это путь к улучшению их собственной жизни и жизни
окружающих, научат защищать свои права и права других людей.
• Знания: знание
того, что существуют документы по правам человека; того, какие права в них
закреплены; того, что этими правами обладают все люди в мире и что они
неотъемлемы. Это также знание последствий нарушений прав человека.
• Установки: убежденность в том, что права человека важны, что человеческое
достоинство присуще всем людям от рождения, что права человека надо уважать и
соблюдать, что взаимодействие лучше, чем конфликт, что мы сами отвечаем за наши
собственные действия и что мы сами можем сделать мир лучше, если только
постараемся. Такое понимание способствует морально-нравственному развитию детей
и подготавливает их к позитивному участию в жизни общества.
Прямые
продукты деятельности:
• Подготовка методических
материалов для дальнейшего использования в других детских домах
северного округа после окончания проекта;
• Выпуск путеводителя по
правам и обязанностям «Я и мир вокруг»;
• Информационный справочник по
вопросам воспитанников и ответов
юристов, с полезными советами и рекомендациями.
Вывод:
Проект будет способствовать расширению правовых знаний подростков,
воспитанники станут более информированными и компетентными в различных областях
права, что позволит им быть более успешными в самостоятельной жизни.
|