«Читать - это ещё ничего не значит:
что читать и как понимать читаемое
- вот в чём
главное дело».
К. Д. Ушинский
Библиотека КГКУ
«Лесосибирский детский дом им. Ф.Э. Дзержинского» существует с начала
образования школы – интерната. В Новомаклаковскую школу – интернат принимались
дети для обучения и проживания из разных мест северной части края. Библиотека
всегда была хорошо обеспечена художественной и методической литературой и
помогала осуществлять одну из главных задач школьной библиотеки - оказание помощи учащимся и педагогам в учебном
процессе. В разное время в ней работали специалисты своего дела Цитцер В.З.,
Федорова Е.И., Тихонова В.Н., Романцова К.С., Катман Г.С., Зотова С.В.
Сегодня библиотека
продолжает жить по-новому, являясь одной из лучших библиотек детских домов
Красноярского края. Это не только культурный, но и информационный центр,
оснащенный техническими средствами, подключенный к сети и выходу в Интернет, с
электронными изданиями медиатеки. Но все же центральное место в библиотеке
всегда занимает традиционная печатная книга. Общий фонд книжных изданий
составляет около 18000 экземпляров. Большая часть книжного фонда – это издания,
сохранившиеся с советских времен. Остальная
часть, более обновленная, красочная и современная литература для детей и
подростков представлена в дар благотворительными фондами, организациями,
гостями и администрацией детского дома. Одной из составляющих пополнения и
комплектования общего фонда библиотеки являются подписные издания. Ежегодно на
полугодие выписывается от 20 до 25 наименований комплектов периодической
печати. Это занимательные, познавательные и научные журналы и газеты для детей
на разный возраст и предпочтение.
Особо хочется отметить
изменившееся библиотечное пространство, что немаловажно для привития
читательской культуры современному подрастающему поколению и повышения интереса
к книгам и чтению. На наш взгляд, интерьер детской библиотеки должен быть
заманивающий, приглашающий и располагающий к себе, а требования к самой
библиотеке отвечать принципам открытости, доступности и безопасности. Указанные
требования учтены нами посредством определенной расстановки мебели, стеллажей,
книг и цветового решения библиотечных зон.
При оформлении
помещения библиотеки главной целью было создание площадки для продвижения
чтения книг, творческого развития и воспитания детей, места интеллектуального
общения.
В результате
появились трансформируемые зоны: нет строго абонемента или строго читального зала,
есть функциональные зоны, проникающие друг в друга и влияющие друг на
друга. А с появлением в детском доме
детей дошкольного возраста образовалась «универсальная игровая зона», где в
интерьере библиотеки используются не только детские книжки раскладушки,
фигурные, музыкальные книги, но и детские игрушки, поделки, кукольный и
настольный театры, развивающие настольные игры. Интересным и необычным для
наших детей оказалось отсутствие традиционных столов и стульев.
Одним из основных аспектов работы библиотеки и
реорганизации библиотечного пространства являются книжные выставки. Ни для кого
не секрет, что создание выставок, даже вполне традиционных, требует постоянного
самосовершенствования: сочетания знаний и умений с глубокой эрудицией,
творческой фантазией, а подчас и с изобретательностью.
Выставочная
деятельность библиотеки многогранна. Основная её часть посвящена юбилейным
датам писателей и поэтов, календарным праздничным датам, но особое место
занимают тематические выставки на
«злобу дня». Большим подспорьем для оформления выставок является наглядный
материал подписного издания «Выставка в школьной библиотеке». Мы стараемся,
чтобы каждая выставка отличалась от предыдущей оригинальностью, необычностью,
неповторимостью, используя разнообразные приемы и формы, насыщаем их нужной и
доступной информацией. Вот так постепенно, осваивая вроде бы знакомое
библиотечное пространство, каждый раз находятся новые и новые нестандартные
решения.
И
сегодня, мы можем с уверенностью утверждать, что накопленный опыт, кадровый
потенциал и имеющиеся ресурсы в нашей библиотеке дают возможности для
организации и вовлечения воспитанников в увлекательный процесс творческого
чтения и познания мира через книгу.