Главная | | | | Суббота, 04 Февраля 2023, 02:53 |
ЛЕСОСИБИРСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ | |
Приветствую Вас Гость |
![]()
![]() |
Комсомольцы 60-хШкольная
комсомольская организация родилась в 1961 – 1962 учебном году. Об этом свидетельствуют
записи в «Летописи комсомольской организации школы-интерната им. Ф. Э.
Дзержинского». Там же названы имена первых комсомольцев – это Воробьева Надя,
Василевский Володя, Дементьева Наташа, Королева Нина, Корабельникова Люда. С
первых дней своего существования комсомольская организация, хотя и
немногочисленная, стала надежным помощником партийной организации и всего
педагогического коллектива. Чем занимались
первые комсомольцы? Они были вожатыми в младших классах, возглавляли дежурство
по столовой, по кухне, по спальному корпусу. На следующий учебный год
комсомольская организация возросла до
14-ти человек. Возглавила школьный комсомол Боярина Таня. Это было время, когда
в учреждении зарождались лучшие традиции, и комсомольцы были их зачинателями - прошел
первый турслет и первый спортивный праздник, по поводу которого газета
«Енисейская правда» писала: «Программа спортивного праздника очень обширная,
включающая различные соревнования – баскетбол, шахматы и пр. Молодцы, ребята!
Растите жизнерадостными и здоровыми!..» А школьная радиогазета сообщила о том,
что лучшими вожатыми являются ученицы 7 класса: Тюрина, Соколова, Колесникова,
Журавлева. Они самые заботливые. С каждым годом
численность комсомольской организации увеличивалась. В 1963 – 1964 учебном году
комсомольцев насчитывалось уже 46 человек. В этом учебном году секретарем
комсомольской организации был избран Валентин Кузьмин, который поделился с нами
своими воспоминаниями о школьной комсомольской жизни: «В октябре 1962 года, в 7
классе, меня приняли в комсомол. Торжественно и празднично вручили билет члена
ВЛКСМ и прикололи комсомольский значок. Вместе с красной книжечкой с силуэтом
В. И. Ленина на обложке появилось и много обязанностей. Главное – быть примером
для других школьников и, конечно, учеба. Забегая вперед, скажу, что восемь
классов я закончил на «4» и «5» (школа-интернат
была восьмилетней)…
Дело сложное –
быть впереди. В октябре 1963 года меня, восьмиклассника, избрали секретарем
комитета первичной комсомольской организации школы-интерната. Доверили, но
обязанности увеличились на порядок. Вспоминаю первый день после избрания: по
спальному помещению прозвучала команда «Подъем!». Мальчишки делают вид, что не
слышат. Я встал и говорю, что, если вы сейчас не выполните команду, я вечером
откажусь быть секретарем. Осознали, встали вовремя. Нас направляла
и тесно сотрудничала с нами учительская комсомольская организация, секретарь
Галина Леонидовна Андреева. Однажды вместе с ней я ездил отчитываться в РК
ВЛКСМ о работе нашего комитета комсомола. До сих пор вспоминаю с благодарностью
Галину Леонидовну, которая поддержала меня и научила этому ответственному делу. Нравилось
общаться комсомольцам школы-интерната с секретарем Енисейского райкома ВЛКСМ
Колпаковым Николаем Терентьевичем. Он приезжал на собрания, вручал комсомольские
билеты, бывал на наших праздниках. В 1963 году, осенью, при подготовке к
школьному празднику меня, как секретаря комитета комсомола, направили к
директору Маклаковского комбината Горну Владимиру Александровичу, пригласить на
праздник. Страх обуял в приемной, но его беседа со мной и обещание приехать
придали уверенности; я вышел из конторы окрыленный, а он приехал на праздник с
подарками. В марте 1964
года я участвовал в работе Пленума Енисейского городского комитета ВЛКСМ. Через
это мероприятие я понял свою сопричастность к делам района, края. В память об
этом событии на распродаже книг, проходящей тут же, я купил сборник стихов А.
Дельвига, впервые тогда познакомившись с творчеством этого поэта. В этой книжке
я сделал памятную запись о Пленуме, книгу эту храню до сих пор. Навсегда
запомнилось выступление на одном из комсомольских собраний директора
школы-интерната Александра Анатольевича Кржижановского. Отчитывали комсомольца
за отставание по учебе. В заключение Александр Анатольевич сказал, что слабая
учеба – это не повод для выговора. «Тройка» и даже «двойка» не определяет суть
человека; не осилил, не получилось. А вот душа, совесть, уважение к окружающим,
стремление прийти на помощь, любовь к Родине – определяют суть комсомольца.
Обошлось без выговора…» Хочется
отметить, что комсомольская работа в школе развила в Валентине Кузьмине
организаторские способности, умение найти подход к людям, сплотить коллектив,
занимать активную жизненную позицию. Эти навыки и в дальнейшем позволили ему
успешно заниматься комсомольской деятельностью, будучи работником склада
готовой продукции на Новоенисейском ЛДК и в период обучения в Алма-Атинском
Высшем пограничном училище им. Ф. Э. Дзержинского. Валентин Павлович сказал:
«Горжусь своей принадлежностью и участием в работе комсомола. И всегда, будь то
офицером погранвойск, директором школы, участвовал в работе организаций ВЛКСМ и
других молодежных объединений». Много
интересного о периоде первой половины 1960-х годов поведала нам и Мария
Степановна Кузьмина (Соколова), одноклассница Валентина Павловича, а
впоследствии – его супруга. Она рассказывала: «Я вступила в комсомол в октябре
1963 года… Директором тогда был А. А. Кржижановский. Был он строгим,
требовательным, мы его уважали и побаивались. Когда мы, группа
восьмиклассников, готовились к вступлению в комсомол и собирались в пионерской
комнате на занятия, он часто приходил к нам, рассказывал, каким должен быть
комсомолец, задавал вопросы по Уставу ВЛКСМ, спрашивал о событиях в мире. Как мы
готовились к этому дню! Волновались, наглаживали форму, девочки с утра повязали
нарядные банты, надели белые фартучки, мальчики – белые рубашки. В общем, это
был настоящий праздник. Я уже не помню, какие задавали мне вопросы, но помню
ощущение радости, когда все члены комиссии проголосовали за меня. Было это
ровно 50 лет назад, и очень жаль, что не осталось никаких фотографий. У нас была
дружная комсомольская организация. Мы – старшеклассники, значит, нам многое
поручали и доверяли… А когда ездили на поле с воспитателем Вараксиной
Александрой Павловной на грузовой машине (теперь это посчиталось бы нарушением
техники безопасности) мы дружно пели: Ветер летит
полями, светят поля огнями, Эти огни мы
сами нашим трудом зажгли. Так нам сердце
велело, завещали друзья, Комсомольское
слово, комсомольское дело, Комсомольская
юность моя! И это ведь
были для нас не просто слова песни, а целая жизненная программа. На
комсомольских собраниях, заседаниях комитета ВЛКСМ нас внимательно выслушивали
взрослые, никогда не обрывали, не давили авторитетом. Как здорово у нас было
организовано соревнование между отрядами! В коридоре висел большой стенд, на
котором отражалось всё: учеба, поведение, труд, спорт, тимуровская работа,
самодеятельность. Еженедельно подводились итоги соревнования. Как мы ликовали.
Когда на линейке отряд получал очередной вымпел!..» Мария
Степановна, в дальнейшем обучаясь в пединституте и работая в школе, продолжала
вести комсомольскую работу. А когда они с мужем приехали на пограничную
заставу, ей дали поручение – проводить с солдатами беседы о литературе и
искусстве. Как говорит Мария Степановна «…Мы на заставе жили так далеко от
цивилизации, были ближе к Китаю, чем к ближайшему нашему населенному пункту. У
солдат не было никаких развлечений, кроме редкого кино, так что они с интересом
слушали меня, смотрели диафильмы о музеях, галереях, писателях и поэтах…» Валентин
Павлович и Мария Степановна принесли нам в музей комсомольский билет и значок,
Почетные грамоты по линии комсомола, некоторые фотографии и даже книгу Дельвига
с памятной надписью о Пленуме райкома ВЛКСМ в 1964 году. На этих
примерах мы видим, что комсомол был организацией, которая позволяла
самореализовываться, воплощать свои идеи, проводить интересные дела. Комсомол воспитывал
личную ответственность и организованность. В эти годы
одним из важных событий комсомольской жизни стал поход восьмиклассников в
Усть-Тунгуску, где они встретились с участниками Енисейско-Маклаковского
восстания. Активно комсомольцы принимали участие в благоустройстве школьной
территории: разбили цветники, посадили березовую аллею. На следующий
учебный год комсомольскую организацию школы возглавила Светлана Кузнецова.
Комсомольцы 8 класса совершили поход в Сотниково, в деревню Каменск, на мачто-пропиточный
завод. Везде ими были поставлены концерты. Под
руководством школьного комсомола активно продолжала развиваться шефская работа:
вожатые-старшеклассники помогали младшим детям в учебе, устраивали для них
игры, организовывали праздники.
Вторая
половина 1960-х годов была временем, когда школа-интернат начала обретать своё
лицо, пройдя первоначальный этап становления. Комсомольцы, конечно, и здесь
брали на себя ведущую роль. Были организованы встречи с участниками
Енисейско-Маклаковского восстания М. К. Легаловым и И. К. Игнатьевым,
подготовка и празднование 50-летия Советской власти и образования Ленинского
комсомола. Впервые в 1968 году победители школьного социалистического
соревнования поехали по туристической путевке в Ленинград; привезли оттуда
массу впечатлений!
Так проходило
в школе-интернате первое комсомольское десятилетие. |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|
КГКУ "Лесоcибирский детский дом им. Ф.Э. Дзержинского" © 2023 |
г. Лесосибирск, ул. Победы 39, тел. (39145)6-27-54, 6-06-63 |
E-mail: lskdetdom@mail.ru |