Главная | | | | Суббота, 04 Февраля 2023, 02:19 |
ЛЕСОСИБИРСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ | |
Приветствую Вас Гость |
![]()
![]() |
Я. И. КоманевЯков Иванович Команев У Якова Ивановича Команева особые заслуги в
развитии нашего учреждения. Именно ему выпала роль открывать и руководить
этапом становления школы-интерната, одного из старейших образовательных
учреждений города Лесосибирска. Во второй половине
50-х – начале 60-х годов XX
века руководство страны стало придерживаться мнения, что семья имеет
ограниченные возможности в правильном воспитании подрастающего поколения, и
поэтому часть ее обязанностей должно взять на себя государство. 15 сентября 1956
года было принято постановление правительства «Об организации школ-
интернатов», в котором ставилась задача организовать новый тип учебно -
воспитательного учреждения, способного «решать на более высоком уровне задачи
подготовки для страны всесторонне развитых, образованных молодых людей». В
школы- интернаты в первую очередь принимались дети одиноких матерей, инвалидов
войны и труда, сироты, а также дети, для воспитания которых отсутствовали
необходимые условия в семьях. 26 мая 1959 года
были утверждены мероприятия по развитию
школ - интернатов в 1959-1965 годах. Предполагалось, что именно школа- интернат
станет основным типом учебного заведения, которое будет заменять семью. Главной
особенностью образовательно - воспитательной деятельности школ -интернатов в
этот период явилось стремление усилить социальный характер обучения и
воспитания. Одним из самых
главных направлений в воспитании стало привлечение детей к общественно-
полезному труду, который должен был пронизывать весь учебно-воспитательный
процесс школ-интернатов. Также ставилась задача - обеспечить воспитание учащихся на боевых и
трудовых традициях, формирования у них таких благородных черт, как патриотизм,
глубокое уважение к труду, активное участие в строительстве нового общества.
Для этого в каждом интернатном учреждении создавались музеи или комнаты В.И.Ленина,
комсомольско-молодежные лектории, клубы интернациональной дружбы. Воспитанию
детей способствовала и краеведческая работа в школах- интернатах, цель которой
усматривалась в ознакомлении ребят с изменениями, произошедшими после
революции, с подвигами героев Гражданской и Великой Отечественной войн.
Школьные
краеведы уже в 2000-е годы вели поиск материалов о первом директоре. Они работали
с документальными источниками, беседовали и брали интервью у жены Якова
Ивановича Команевой А.А., сына Команева А.Я., педагогов Шалыгиной К.И.,
Корольковой Е.Е., вели переписку с бывшим учителем математики школы-интерната
Колосовой Г.С. и пионервожатым, ныне профессором, доктором философских наук
Казанского университета Косаревым А.П. Это позволило расширить круг сведений о
деятельности Я. И. Команева в стенах нашего учреждения и о его роли в нём.
На тот момент
заместителем директора была Клара Ивановна Шалыгина. Из ее воспоминаний: «В то
время школы – интернаты стали только появляться, это было новое учреждение, и
мы, педагоги, еще не знали, как надо построить свою работу с детьми. Мы сотрудничали с педагогическим институтом,
который находился в городе Енисейске. Проводили совместные педсоветы, первые
турслеты, спортивные праздники». Воспоминает
учитель русского языка и литературы Королькова Екатерина Ефимовна: «Они вместе
(директор и завуч) чётко планировали работу с педагогическим коллективом,
график проведения и тематику педагогических советов. Уже при нём была заведена
практика проведения открытых уроков с целью обмена опытом. При анализе уроков
был категоричен, но объективен. Систематически проводил индивидуальные
собеседования с молодыми педагогами, давая им добрые рекомендации, которые
мотивировали на самообразование. В те времена теоретическим направлением была
педагогика Макаренко, и по ней он обучал
педагогов, постоянно проверял, как они используют теоретические выкладки.
По характеру
Яков Иванович был принципиальным, требовательным и строгим. Отличался своей
пунктуальностью, целеустремленностью и оптимистичностью Его оптимизма хватало
на всех. Излюбленная фраза: «Промедление
смерти подобно». Прекрасно знал историю, краеведение, ленинские работы. На
уроках его присутствовала тишина. Через свой урок он доносил до детей все ужасы
Великой Отечественной войны, воспитывая в них патриотов своей страны. Его искусству
убеждать влиятельных людей в необходимости обеспечения школы- интерната учились
многие. Он не боялся никакого труда. Вместе с учениками и воспитателями
проводил субботники, трудовые рейды на территории интерната, на улицах поселка,
которые весной и летом погружались в болотную воду.
С учениками,
как директор, был строг, но справедлив. Как учитель умел заметить способности
каждого, привить интерес к своему предмету. Воспитывал в них патриотические чувства:
любовь к Родине большой и малой, к природе, людям, друзьям, чуткость к своим
родителям. Среди нравственных качеств особо выделял честность и доброту. На
школьных линейках напоминал о правилах хорошего тона, о трудолюбии и уважении к
людям труда. Уделял немалое место в беседах краеведению и, в частности, истории
Енисейско-Маклаковского восстания, участниками которого были все родственники
его супруги Накладовой Анисии Антоновны. В доме Якова
Ивановича была огромная библиотека, в которую входили: Большая Советская
Энциклопедия, Детская Энциклопедия, справочная литература, методическая
литература, словари, в том числе и иностранные, произведения русских и
зарубежных классиков. Яков Иванович обладал богатейшей эрудицией, всегда
подписывался на научно- популярные журналы. Он был
прекрасным собеседником, так как обладал искусством слова и логикой мышления.
Все свои доводы мудро аргументировал реальными историческими фактами. Подводя итоги,
можно сказать: - Команев Я. И. обладал качествами настоящего
руководителя - принципиальностью, требовательностью, строгостью. Отличался
своей пунктуальностью, целеустремленностью, большими организаторскими
способностями; - как учитель, Команев Я. И. был внимательным
к ученикам, умел правильно оценить их способности, прививал интерес к своему
предмету, воспитывал чувство патриотизма; - большое внимание уделял воспитанию таких
качеств, как трудолюбие, уважение к старшим, добропорядочность, вежливость; - под
руководством первого директора школы-интерната педагоги приобрели опыт
работы в интернатных условиях, что помогло им в дальнейшем эффективно работать
как в школе-интернате, так и в других
школах города; - для воспитанников школы-интерната Команев Я.
И. был не только строгим директором, но и по-отцовски заботливым, внимательным
человеком; - участник Великой Отечественной войны, Я. И.
Команев, был смелым и сильным духом человеком, что помогло ему и в мирное время
решать важные задачи, стоящие перед школой. Таким образом, первый директор школы-интерната
Яков Иванович Команев сыграл значительную роль в становлении и развитии одного
из старейших образовательных учреждений города Лесосибирска – школы-интерната
им. Ф. Э. Дзержинского. Использованы материалы исследовательской работы Ксении Бураковой,
Натальи Телегуровой «Первый директор Лесосибирской школы-интерната
Я. И. Команев» |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|
КГКУ "Лесоcибирский детский дом им. Ф.Э. Дзержинского" © 2023 |
г. Лесосибирск, ул. Победы 39, тел. (39145)6-27-54, 6-06-63 |
E-mail: lskdetdom@mail.ru |