Главная | | | Вторник, 19 Марта 2024, 15:41

ЛЕСОСИБИРСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ

Меню сайта
Героическая летопись
Наш опрос
Удовлетворены ли Вы качеством условий осуществления деятельности в детском доме?"
Всего ответов: 24

Я. И. Команев

Яков Иванович Команев

У Якова Ивановича Команева особые заслуги в развитии нашего учреждения. Именно ему выпала роль открывать и руководить этапом становления школы-интерната, одного из старейших образовательных учреждений города Лесосибирска.

Во второй половине 50-х – начале 60-х годов XX века руководство страны стало придерживаться мнения, что семья имеет ограниченные возможности в правильном воспитании подрастающего поколения, и поэтому часть ее обязанностей должно взять на себя государство.

15 сентября 1956 года было принято постановление правительства «Об организации школ- интернатов», в котором ставилась задача организовать новый тип учебно - воспитательного учреждения, способного «решать на более высоком уровне задачи подготовки для страны всесторонне развитых, образованных молодых людей». В школы- интернаты в первую очередь принимались дети одиноких матерей, инвалидов войны и труда, сироты, а также дети, для воспитания которых отсутствовали необходимые условия в семьях.

26 мая 1959 года были утверждены  мероприятия по развитию школ - интернатов в 1959-1965 годах. Предполагалось, что именно школа- интернат станет основным типом учебного заведения, которое будет заменять семью. Главной особенностью образовательно - воспитательной деятельности школ -интернатов в этот период явилось стремление усилить социальный характер обучения и воспитания.

Одним из самых главных направлений в воспитании стало привлечение детей к общественно- полезному труду, который должен был пронизывать весь учебно-воспитательный процесс школ-интернатов. Также ставилась задача -  обеспечить воспитание учащихся на боевых и трудовых традициях, формирования у них таких благородных черт, как патриотизм, глубокое уважение к труду, активное участие в строительстве нового общества. Для этого в каждом интернатном учреждении создавались музеи или комнаты В.И.Ленина, комсомольско-молодежные лектории, клубы интернациональной дружбы. Воспитанию детей способствовала и краеведческая работа в школах- интернатах, цель которой усматривалась в ознакомлении ребят с изменениями, произошедшими после революции, с подвигами героев Гражданской и Великой Отечественной войн.

В середине 50-х годов в Красноярском крае стали образовываться первые интернаты. 3 ноября 1959 года открывается и в поселке Новомаклаково школа-интернат, где директором ее становится неутомимый, целеустремленный Яков Иванович Команев.

Школьные краеведы уже в 2000-е годы вели поиск материалов о первом директоре. Они работали с документальными источниками, беседовали и брали интервью у жены Якова Ивановича Команевой А.А., сына Команева А.Я., педагогов Шалыгиной К.И., Корольковой Е.Е., вели переписку с бывшим учителем математики школы-интерната Колосовой Г.С. и пионервожатым, ныне профессором, доктором философских наук Казанского университета Косаревым А.П.  Это позволило расширить круг сведений о деятельности Я. И. Команева в стенах нашего учреждения и о его роли в нём.

 Из воспоминаний Колосовой Г.С.: «В школу-интернат мы должны были принять 90 детей, а заявлений было более 300. Сюда съехались дети из города Енисейска, Енисейского района, из других районов Красноярского края. Семьи были все очень сложные. Яков Иванович прилагал неимоверные усилия, чтобы открыть интернат. Приходилось не только «добывать» все необходимое, но и самому грузить. Это был очень тяжелый труд. Прачка не справлялась со стиркой белья, и директор отдал свою стиральную машину. Так что трудностей хватало, но и радости тоже были. Привезли пианино - торжество, спортивные соревнования – радость. Особенно запомнилось, когда  наперегонки бежали Яков Иванович и повар, Курчатова Н.М.

На тот момент заместителем директора была Клара Ивановна Шалыгина. Из ее воспоминаний: «В то время школы – интернаты стали только появляться, это было новое учреждение, и мы, педагоги, еще не знали, как надо построить свою работу с детьми.  Яков Иванович обладал деловым качеством организатора, в то время ему досталось сложное хозяйство...

Мы сотрудничали с педагогическим институтом, который находился в городе Енисейске. Проводили совместные педсоветы, первые турслеты, спортивные праздники».

Воспоминает учитель русского языка и литературы Королькова Екатерина Ефимовна: «Они вместе (директор и завуч) чётко планировали работу с педагогическим коллективом, график проведения и тематику педагогических советов. Уже при нём была заведена практика проведения открытых уроков с целью обмена опытом. При анализе уроков был категоричен, но объективен. Систематически проводил индивидуальные собеседования с молодыми педагогами, давая им добрые рекомендации, которые мотивировали на самообразование. В те времена теоретическим направлением была педагогика Макаренко, и по ней он  обучал педагогов, постоянно проверял, как они используют теоретические выкладки.

Дорожил честью своей школы, погружал всех педагогов и учащихся в ее специфику, терпеливо внедряя навыки гигиены и культуры быта. Это при нем ребята начали говорить всем «Доброе утро, добрый день, добрый вечер». Был прекрасным хозяйственником. Не имея транспорта в школе,  кроме лошади, он своевременно встречался с нужными деловыми людьми, среди которых были торговые работники, строители, а также с родителями. Только благодаря его оперативности в общении со строителями и представителями власти города Енисейска, в кротчайшие сроки были построены спальный и учебный корпуса. Вся его жизнь была на колесах. Пищеблок школы находился в бараке, спортзал, где была бывшая школа №17, спальня и учебные корпуса нуждались в постоянном контроле, т.к. были неблагоустроенными. Только ему известны секреты успешного обеспечения школы мебелью, медицинским оборудованием и препаратами. Яков Иванович был неординарным человеком: внешне недоступен, гордый, а фактически, в чем убедила нас жизнь, обладал редкостной гуманностью и простотой. Он всегда брался за любое дело. Был  хорошим помощником супруге и любящим отцом для детей».

По характеру Яков Иванович был принципиальным, требовательным и строгим. Отличался своей пунктуальностью, целеустремленностью и оптимистичностью Его оптимизма хватало на всех. Излюбленная фраза:  «Промедление смерти подобно». Прекрасно знал историю, краеведение, ленинские работы. На уроках его присутствовала тишина. Через свой урок он доносил до детей все ужасы Великой Отечественной войны, воспитывая в них патриотов своей страны.

Его искусству убеждать влиятельных людей в необходимости обеспечения школы- интерната учились многие. Он не боялся никакого труда. Вместе с учениками и воспитателями проводил субботники, трудовые рейды на территории интерната, на улицах поселка, которые весной и летом погружались в болотную воду.

Как учитель-историк обладал богатейшими знаниями по истории СССР, по научным работам классиков марксизма-ленинизма. Как коммунисту ему была присуще поразительная принципиальность, категоричность и самодисциплина. При нем в школе был идеальный порядок. Он мудро работал с родителями, всячески поощряя их помощь и содействие становлению, развитию данной школы. Тактично руководил родительским комитетом, который возглавлял Бутенко Г.И., в первые годы уже сформировался круг надежных родителей: Дементьевых, Кононовых, Кузьминых, Черепановых, Сосновских .

С учениками, как директор, был строг, но справедлив. Как учитель умел заметить способности каждого, привить интерес к своему предмету. Воспитывал в них патриотические чувства: любовь к Родине большой и малой, к природе, людям, друзьям, чуткость к своим родителям. Среди нравственных качеств особо выделял честность и доброту. На школьных линейках напоминал о правилах хорошего тона, о трудолюбии и уважении к людям труда. Уделял немалое место в беседах краеведению и, в частности, истории Енисейско-Маклаковского восстания, участниками которого были все родственники его супруги Накладовой  Анисии  Антоновны.

В доме Якова Ивановича была огромная библиотека, в которую входили: Большая Советская Энциклопедия, Детская Энциклопедия, справочная литература, методическая литература, словари, в том числе и иностранные, произведения русских и зарубежных классиков. Яков Иванович обладал богатейшей эрудицией, всегда подписывался на научно- популярные журналы.

Он был прекрасным собеседником, так как обладал искусством слова и логикой мышления. Все свои доводы мудро аргументировал реальными историческими фактами.

Подводя итоги, можно сказать:

 - Команев Я. И. обладал качествами настоящего руководителя - принципиальностью, требовательностью, строгостью. Отличался своей пунктуальностью, целеустремленностью, большими организаторскими способностями;

 - как учитель, Команев Я. И. был внимательным к ученикам, умел правильно оценить их способности, прививал интерес к своему предмету, воспитывал чувство патриотизма;

 - большое внимание уделял воспитанию таких качеств, как трудолюбие, уважение к старшим, добропорядочность, вежливость;

 - под  руководством первого директора школы-интерната педагоги приобрели опыт работы в интернатных условиях, что помогло им в дальнейшем эффективно работать как в школе-интернате, так и  в других школах города;

 - для воспитанников школы-интерната Команев Я. И. был не только строгим директором, но и по-отцовски заботливым, внимательным человеком;

 - участник Великой Отечественной войны, Я. И. Команев, был смелым и сильным духом человеком, что помогло ему и в мирное время решать важные задачи, стоящие перед школой.

 Таким образом, первый директор школы-интерната Яков Иванович Команев сыграл значительную роль в становлении и развитии одного из старейших образовательных учреждений города Лесосибирска – школы-интерната им. Ф. Э. Дзержинского.

Использованы материалы

 исследовательской работы Ксении Бураковой, Натальи Телегуровой

 «Первый директор Лесосибирской школы-интерната Я. И. Команев»

 















Фотоальбом
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Решаем вместе
Есть вопрос?
Сделать бесплатный сайт с uCoz
КГКУ "Лесоcибирский детский дом им. Ф.Э. Дзержинского" © 2024
г. Лесосибирск, ул. Победы 39, тел. (39145)6-27-54, 6-06-63
E-mail: lskdetdom@mail.ru